top of page

Travel. Barbican. "Северное" Чертаново Северного Лондона

Обновлено: 25 апр. 2018 г.

Бетон тоже бывает красивым.


Амбициозный проект 70-х, жилой комплекс Барбикан возле одноименной станции метро - это квинтэссенция Лондона и одновременно напоминание каждому русскому человеку о его родине. Как создавался Барбикан и почему в его стенах скрыт секрет всей Британии.


Barbican - это жилой квартал в Лондоне, похожий на сон Оруэлла и кошмар Кафки в одном флаконе. Или просто самое начало-начал Британии, ведь именно здесь, среди бетонных стен и небоскребов, садов и искусственных озер спрятана древнейшая стена города Лондона.



Барбикан занимает огромную территорию, состоит из 3-х башен, серии стометровых "шестиэтажек" на тонких серых бетонных высотных ногах, внутренних домов-квартир, навесных садов, мостов, переходов, озер, подземных стоянок и бог знает чего еще. Здесь есть роскошный музыкальный магазин. собственный концертный зал, выставочный центр с выставками самого современного из всех современных искусств, галлереи, одноименная станция метро и 6 тыщь пятьсот жителей.



Пустынная станция метро "Barbican" вечером выглядит так, как выглядят заставки к фильмам ужасов из серии "10 школьников поехали отмечать день рождения в дом, где маньяк убил 100 девушек. Ничто не предвещало беды".


Комплекс построили в 70-х. До этого здесь последовательно находились: болота, древнеримский форпост (отсюда и название "барбикан". т.е. "сторожевая башня"), владения графа Эдварда Брендона (презентованные ему королем Эдвародм Третьим в 1336 году), пивоварни, недолгое местообитание Вильяма Шекспира и "местовенчания" Оливера Кромвеля, рай для фальшивомонетчиков и криминальных товарищей, ночлежки для ирландских гастарбайтеров и рабочие "выселки" с мастерскими, складами и прочими пред-индустриальными красотами. Стена времен римской оккупации, возведенная в третьем веке частично сохранилась до сих пор и ныне украшает собой внутренние сады Барбикана. Во время Лондонской чумы и Большого Лондонского Пожара эта местность пострадала очень и очень сильно, а во время Второй Мировой Войны ее капитально разбомбили (в районе осталось менее 50 человек местного населения) - таким образом у лондонцев появилось прекрасное и очень "счастливое" место на котором можно было возвести все, что угодно.



Лондонцы подумали-подумали и решили возвести на вверенной им территории жилье согласно самым передовым технологиям, веяниям современного искусства и собственному чувству прекрасного. В роли прекрасного в те годы выступал стиль под названием "брутализм", идеи Ле Корбюзье, Людвига Миса ван дер Роэ и бетон, который при строительстве Барбикана заливали в формы прямо на месте. Понятие "брутализм" произошло отнюдь не от слова "брутальный", а от французского словосочетания "Béton brut", то бишь "бетон простой, некрашенный, серый, одна штука".



Многочисленные железнодорожные пути и станции метро вокруг зарыли под землю, под рельсы вагонов подложили специальные шумопонижающие прокладки. Комплекс рисовали и строили трое британских архитекторов: Питер Чемберлен, Джеффри Пауэлл и Кристофф Бон, победившие в конкурсе на освоение территории, объявленном еще в 1951 году и почившие в бозе по завершении всех работ - по слухам двое из троих организовали некую строительную фирму, которая ничего не строила, а третий и вовсе сгинул.

Русскому человеку, а москвичу особенно, Барбикан неприменно напомнит Северное Чертаново - такой же амбициозный и "закрытый" микрорайон, который в свое время считался "верхом элитности", потому, что кто-то видел там двухэтажные квартиры и консъержек в подъездах. Если посмотреть быстро и не вдаваясь в детали, то определенное сходство и правда есть. Но вот такой глубокой связи с историей и умения переплитать модерн и древность, как в Англии, увы, в Чертаново не отыщешь.



Сердце комплекса Barbican, как вы уже поняли - остатки старинных, первых, лондонских стен. Они частично стали основой экспозиции Музея Лондона, которы находится тут же, в нескольких десятках метрах от стен Барбикана. Музей, открытый аж в 1976 году, вообще не производит затхлого и старинного впечатления.

Напротив, интерактивней и модерновей место еще поискать надо. Интерактивные карты, страшный анимированный фильм о Лондонской чуме 1665 года в маленькой черной комнате, кости в прекрасно освещенных ярких боксах, сравнительные схемы того, как город рос до и после римского вторжения. Есть в "Музее Лондона" - вход в который, кстати, совершенно бесплатный - зал, который даже меня, взрослую дылду, заставил всплакнуть: это уголок, посвященный истории детского телевидения. Там ты садишься на крохотный стульчик и смотришь на старый пухлый кран, где в черно-белом мареве бегают герои детских программ прошлого. У меня было другое детство, но даже я замерла, дыхание перехватило - ведь это такая живая, сиюминутная и искренняя история с деревянными игрушками и прописями, которая есть у каждого, вне зависимости от места рождения. И которой, может быть, никогда больше не будет: поэтому детям вдвойне полезно оторваться от планшетов и посидеть в игровой комнате прошлого века. Но мы что-то отошли от темы.



Самое странное - это смотреть на Барбикан летним вечером со стороны того самого музея Лондона - огромная махина посреди старинной улицы, в просветах видны тени, странные огоньки, картинные березки и тропические деревья и в полной тишине слышно, как там, среди серого бетона, поют соловьи. Не жалобно, задушевно или трогательно, а очень самодостаточно и страшно поют, кстати.






99 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page